Конь изображен с большими козлиными рогами, что символизирует слияние образов солнечного божества и древних родовых тотемов-родоначальников. Изображение оленя, козла и архара - родовых тотемов в иссыкское время не что иное, как пережиток. В это время чаще изображали их символ - оленьи и козлиные рога. В Пазырыкских курганах Алтая на голову лошади была надета войлочная маска с оленьими рогами, что может быть объяснено также слиянием образов. Кроме рогов у иссыкских коней есть крылья, что не характерно для саков, но очень распространено в Передней Азии. В частности, в Иране верховный бог Ахура Мазда изображался в виде крылатой фигуры в солнечном диске. Вероятно саки от образа Ахуры Мазда заимствовали крылья и своего солнечного бога представляли в образе крылатого коня с козлиными рогами. И так, в образе сакского бога слились черты бога солнца, Ахура Мазды и родового тотема. Несомненно кони на головном уборе имели двоякий смысл: символ солнечного божества и царский знак. А в целом иссыкский вождь в таком головном уборе, в сверкающей одежде сам являлся живым олицетворением древнего божества.

 

Leila & Askar © 2002
назад вперед оглавление Наследие древних цивилизаций